- Долби Атмос это:
- Технология Dolby Atmos
- Как настроить Dolby Atmos дома
- Подключение Atmos
- Роль телевизора в Dolby Atmos
- Телевизоры с поддержкой Dolby Atmos
- Особенности колонок для Dolby Atmos
- Атмосфера дома
- Dolby Atmos нужно повзрослеть, но в целом это шаг вперёд
- Dolby Atmos расцветает на высокой громкости
- Dolby Atmos шаг к созданию более качественного кино
- Что мне нужно для того, чтобы получить звук в качестве Dolby Atmos?
- У Apple несколько Объёмных звуков, не запутайтесь
- RealD 3D
- Где я могу услышать звук Dolby Atmos?
- Dolby Atmos дома
- Где, как и почем?
- 128 дорожек на 64 колонки
- 4DX
- Какое еще оборудование мне необходимо для системы Dolby Atmos?
- Какие программы, поддерживающие Dolby Atmos, я могу смотреть?
- Готовьтесь, что объёмный звук будет разным
- Саундбар Dolby Atmos — компактное решение
Долби Атмос это:
Технология Dolby Atmos
Dolby Atmos основан на формировании звуковых объектов на этом «холсте» каналов. Обычно для большего иммерсивного эффекта используется схема 5.1 или 7.1. «Атмосферный» подход означает, что каждый звук Dolby Atmos может быть представлен как отдельный объект. В этом помогают потолочные динамики, излучающие звук сверху.
Альтернативный вариант — использовать звук, отражающийся от потолка динамиками, направленными вверх. В результате звуковой объект можно расположить и переместить в любое место в трехмерном пространстве вокруг вас, используя связанные метаданные. Например, таким объектом может быть звук крыльев птицы, летящих слева направо.
Технология объектно-ориентированного моделирования звука — это следующий шаг в развитии многоканального звука. И помимо возможности создавать более реалистичные и динамичные звуковые эффекты, он обладает гораздо большей гибкостью. Создатели контента больше не ограничены заранее настроенным количеством каналов.
Приемник Atmos принимает «пакет» пространственных звуков. Он автоматически узнает, сколько динамиков используется, какого типа и где они находятся. Средство визуализации аудиообъектов (OAR) распаковывает сопутствующие метаданные, чтобы должным образом распаковать каждый звуковой объект и отправить его соответствующему динамику. Все это делается и отслеживается мгновенно.
Dolby Atmos впервые был показан в фильмах, а затем проник в дом. Сначала в кино, а теперь все чаще в музыке и играх. Существуют и другие объектно-ориентированные форматы, включая DTS: X и MPEG-H. Но ни один из них не пользуется большой популярностью в домашних аудиосистемах. Теоретически они основаны на тех же принципах, хотя DTS: X не всегда является объектно-ориентированным.
Как настроить Dolby Atmos дома
Прежде чем вы сможете расслабиться и наслаждаться Atmos дома, вам необходимо купить подходящее оборудование и контент, а также убедиться, что все настроено правильно. Atmos — это объектно-ориентированный формат, но конфигурации динамиков для него по-прежнему описываются в терминах каналов.
К обозначению звукового рисунка добавляется только один дополнительный номер. Нормальный объемный звук часто встречается в конфигурации 5.1 (передний левый / правый, задний левый / правый, центральный (= 5) плюс сабвуфер (= .1). Схема Atmos может быть чем-то вроде 5.1.4, где «4» стоит по количеству верхних каналов (обычно 2 передних и 2 задних).
Dolby Atmos может поддерживать системы домашнего кинотеатра с 34 динамиками в конфигурации 24.1.10. 24 напольных динамика и 10 верхних динамиков. Если вы воспроизводите фильм, микшированный в Dolby Atmos, в системе, не поддерживающей Dolby Atmos, вы получаете традиционный звук 5.1 или 7.1. Это зависит от конфигурации динамика.
Подключение Atmos
Dolby Atmos можно использовать дома тремя способами:
• Ресивер + колонки
• Саундбар или другая предустановленная система
• Наушники
Первый вариант может предоставить более продвинутые функции системы Atmos, но он также занимает больше места и, как правило, дороже. Звуковая панель Dolby Atmos — более умеренное решение для гостиной. Некоторые производители поставляют телевизоры с поддержкой Atmos. Но имейте в виду, что преимущества Atmos по сравнению со встроенными динамиками вашего телевизора ограничены.
Если вы выбираете звуковую панель, она часто содержит излучатели, направленные вверх для имитации эффектов сверху (отражения звука от потолка). Иногда есть боковые излучатели, имитирующие эффекты тылового динамика (отражающие звук от стен). Эти решения не подходят для дискретных устройств, но технология постоянно совершенствуется.
При использовании ресивера Dolby Atmos вы можете установить динамики на потолке (или потолке). Аналогичным образом, некоторые напольные динамики Dolby Atmos имеют встроенные динамики, направленные вверх. Лучший подход здесь полностью зависит от ваших предпочтений, бюджета и площади. Наш совет — игнорировать бюджетные саундбары.
Роль телевизора в Dolby Atmos
Независимо от того, выберете ли вы ресивер или саундбар, ваш телевизор тоже может сыграть свою роль. В нем сложнее реализовать атмосферный звук, но он актуален, когда речь идет об играх, прямых трансляциях и других типах неупакованного контента. Обычно вы подключаете Blu-ray или мультимедийный проигрыватель через HDMI к ресиверу, чтобы извлечь звук и передать видеосигнал на телевизор.
Тот же подход работает со звуковыми панелями, которые имеют как входы, так и выходы HDMI. С переходом на HDMI 2.1 в телевизорах этот подход потребует, чтобы ресивер или звуковая панель также поддерживали HDMI 2.1 (и дополнительные функции, такие как VRR). В противном случае качество видео будет снижено при использовании с игровыми консолями и плеерами следующего поколения.
Здесь вступают в игру HDMI ARC (Audio Return Channel) и eARC (Enhanced Audio Return Channel). Система позволяет транслировать (из встроенных приложений) или транслировать (с внешнего HDMI-плеера) Atmos через телевизор на ресивер / звуковую панель. Телевизор может поддерживать eARC без портов HDMI 2.1, поскольку eARC также может работать на наборе микросхем HDMI 2.0.
Ниже приведены основные ошибки в компоновке домашнего кинотеатра, приводящие к потере качества контента или потере данных Dolby Atmos:
Телевизоры с поддержкой Dolby Atmos
Производители телевизоров выпускают модели с поддержкой новой технологии передачи звука по разным акустическим дорожкам. В этих вариантах Dolby Atmos для воспроизведения объемного звука не требуется никакого дополнительного оборудования, кроме динамиков.
Среди современных вариантов телевизора популярны следующие:
- LG OLED 55C9 с диагональю 55 дюймов. Дисплей выделяется хорошим качеством изображения и высоким разрешением (3840 x 2160 пикселей). Умный компонент основан на WebOS. Для воспроизведения звука есть два 10-ваттных стереодинамика с двумя 10-ваттными сабвуферами и поддержка новой технологии Atmos.
- Philips 55 PUS 6704 55 дюймов. Поддержка UltraHD 4K. Для мультимедиа предусмотрены тюнер T2, Smart TV, Wi-Fi и подключение к локальной сети.
- Xiaomi Mi TV4 55 дюймов. Разрешение экрана 3840 на 2160 пикселей. Поддержка 4K. Угол обзора — 178 градусов. Достаточно быстрое время отклика — 8 мс. Звуковая система представлена Dolby с DTS Cinema и 2 динамиками по 16 Вт.
Если ваши телевизоры не поддерживают динамики Dolby Atmos, вам потребуются дополнительные приставки, звуковые панели и динамики.
Особенности колонок для Dolby Atmos
Не все динамики подходят для высококачественного звука. Лучше выбрать 7 устройств типа KEF, которые предоставляют два варианта воспроизведения акустики:
- Добавьте ту же версию модуля R50 к колонкам серии KEF. Он имеет направленный вверх динамик. Этот модуль дополняет классические динамики, отражая звук от потолка.
- Установка дополнительных динамиков серии Ci, которые встраиваются прямо в потолок. По мнению специалистов, их оптимальное количество — от 2 до 4, в зависимости от размеров помещения.
Среди колонок серии Ci есть три типа, которые отлично передают объемный звук:
- 160QR, где в динамик встроены твитер диаметром 19 мм и низкочастотный динамик диаметром 16 см.
- 200 QR — те же аксессуары, но с размерами 25 мм и 20 см соответственно.
- 200RR-THX — параметры 38 мм и 20 см. Есть дополнительная магнитная система, улучшающая глубину баса. Он также сертифицирован TPX Ultra2.
Комплектация и количество колонок-сабвуферов зависит от размеров комнаты и суммы денег, которую владелец готов вложить в создание настоящего домашнего кинотеатра.
Атмосфера дома
В этом году компания Dolby ответственно заявила, что Atmos будет доступна для домашних кинотеатров. В новом формате учтены все «проблемы» обычных комнат, небольшое количество динамиков и прочее. Однако большинство производителей пока заявили о поддержке нового формата только для старых AV-ресиверов с конфигурациями 9.2 или 11.2. Фактически, Dolby Atmos довольно хорошо работает с 8-канальными (7.1) системами. Поэтому, когда вы покупаете новый ресивер с Dolby Atmos, вы можете обойтись существующей системой, а когда вы хотите получить еще больше «трехмерности», купите и установите недостающие динамики (сабвуфер или потолочные системы).
Поэтому для создания новой системы для Dolby Atmos вы можете использовать следующие варианты (как купленные с нуля, так и обновленные / обновленные):
5.1 + 2 потолочные колонки;
5.1 + 2 верхних передних динамика;
5.1 + 4 потолочные колонки;
5.1 + 2 верхних фронтальных динамика + 2 потолочных динамика;
7.1 + 2 потолочных динамика;
7.1 + 2 верхних передних динамика;
7.1 + 4 потолочных динамика;
7.1 + 2 фронтальных потолочных динамика + 2 потолочных динамика;
9.1 + 2 потолочных динамика;
9.1 + 2 верхних передних динамика;
9,1 + 4 потолочных динамика;
9. 1 + 2 верхних передних динамика + 2 потолочных динамика.
Если вы используете максимальный набор аудио по конфигурации 11.1 или 11.2, то домашний кинотеатр может быть представлен следующей системой: 2 фронтальных динамика, 2 фронтальных верхних динамика (с небольшим наклоном вниз), 1 центральный динамик, 1 или 2 сабвуферы, 2 тыловых динамика, 2 тыловых центральных динамика, 2 потолочных динамика.
Но это еще не предел: при максимальной реализации Dolby Atmos может работать в домашнем кинотеатре с 34 динамиками. При таком количестве динамиков конфигурация превратится в 24.1.10, а это значит: 24 напольных и полочных динамика (по всему периметру с учетом рядов в зале), сабвуфер и 10 потолочных динамиков.
Dolby Atmos может работать в домашнем кинотеатре с 34 динамиками
Стоит отметить, что с потолочными колонками обычно не все идет гладко — требуются специальные потолки, подготовка помещения и многое другое. Но благодаря автоматической настройке системы под управлением Dolby Atmos осталось только два условия: было бы хорошо, если бы потолок имел светоотражающую отделку из гипса, гипсокартона, бетона или дерева и был на высоте не более 4,3 метров. Однако идеальная высота комнаты для домашнего использования составляет 2,4-2,7 метра, так как, когда стены выше, сцена может начать размываться. И это не может быть решено покупкой более дорогого ресивера — увы, это законы физики и ограничения настройки системы Dolby Atmos. Важно, чтобы в счет не входили лампы, кондиционеры, системы отопления и другие неподвижные потолочные преграды для игры на оптимальной высоте потолка (всегда по мнению экспертов).
В общем, Dolby Atmos, как было сказано выше, сколько бы каналов ни было на выходе, алгоритм будет распределять треки по мере необходимости. Поэтому в компании не скрывают, что скоро появится реализация для стереосистем и, что особенно интересно, для наушников. Более того, вполне возможно, что алгоритм будет работать и на мобильных устройствах (допустим, при достаточной вычислительной мощности).
Dolby Atmos нужно повзрослеть, но в целом это шаг вперёд
Иногда новый опыт кажется странным и хуже. Но как только вы вернетесь к технологиям прошлого, все станет ясно.
Dolby Atmos — это будущее, потому что этот формат действительно создает более реалистичный звук. Чтобы понять это при переключении со стерео, просто увеличьте громкость до комфортного уровня.
Прежде чем большинство треков будут отлично звучать в этом формате, нужно подождать двух вещей:
1. Когда в Apple Music, среди 75 миллионов треков с технологической поддержкой будет не «тысячи», а минимум десять процентов.
2. Чтобы звучащие люди из разных лейблов учились друг у друга формировать голоса и инструменты наиболее благозвучным образом.
Между тем плейлист с треками с объемным звуком похож на галерею с произведениями искусства в разных стилях.
Одни безоговорочно воспринимаются как шедевры, другие либо поймут и полюбят, либо не поймут и вернутся к знакомой старой стереосистеме.
Dolby Atmos расцветает на высокой громкости
Утром в метро я наткнулся на старый поезд, который грохочет так сильно, что я иногда проверяю, работает ли активное шумоподавление в AirPods Pro.
По этой причине я больше поднял ползунок громкости и был удивлен, что при включенном Surround Sound мне пришлось повернуть его почти на максимум.
А потом я снова был удивлен, когда впервые услышал красоту Dolby Atmos.
При той же громкости, что и в обычном стерео, объемный звук, казалось, занимал большую часть инструментов, оставляя вокал позади. Иногда бывает наоборот.
Но если сделать его громче для того же комфорта, объемный звук преобразует композиции, расширяет пространство, как в рекламе HomePod с FKA Twigs.
Инструментам и вокалу легче «дышать», хотя многие песни начинают звучать иначе.
Это различие хорошо видно на двух дорожках ниже, специально подготовленных для демонстрации Dolby Atmos на том же уровне громкости.
Моно звук начинается в 00:34, стерео с 00:54, объемный звук с 1:22
Стереозвук начинается в 00:43, объемный — с 1:23
Ниже я сравнил несколько песен, уже доступных с объемным звуком. Я объясню, какие изменения вас ждут.
Dolby Atmos шаг к созданию более качественного кино
Чем шире возможности режиссеров, тем большую оценку получает аудитория.
Аудиовизуальные технологии позволяют создавать звук, ориентированный на каждый отдельный объект. В результате получился такой неповторимый образ:
- Источник голоса (птица, автомобиль, мотоцикл, вертолет и т.д.) по отношению к зрителю определяется звукорежиссером.
- Затем создается трехмерная карта звукового поля.
- В результате Боинг летит как бы над головой зрителя.
То же самое и с другими движениями: человек может слышать шелест листьев, звук капель дождя, бег мыши, приближающиеся издалека шаги и другие тонкие звуки.
Главная особенность системы Dolby Atmos — объектно-ориентированный звук. Следовательно, даже создание фильмов воспринимается по-другому, звуковой образ обогащается акцентами, повышающими его реалистичность и естественность.
Dolby Atmos ставит зрителя в центр событий.
Что мне нужно для того, чтобы получить звук в качестве Dolby Atmos?
Для наилучшего качества звука Atmos вам потребуются потолочные динамики. Но не у всех есть возможность их установить, поэтому наиболее распространенным вариантом является покупка направленных вверх динамиков. Таким образом звук отражается от потолка и создается аналогичный эффект.
Для работы этих динамиков, потолочных или направленных, необходим совместимый аудиоприемник. Большинство брендов, производящих их, уже предоставили поддержку Atmos в своих продуктах для любого портфеля.
Но это не единственный способ получить у вас дома звук качества Dolby Atmos.
У Apple несколько Объёмных звуков, не запутайтесь
Вот как выглядит интерфейс iPadOS 15, когда система превращает стерео в объемное звучание
Изначально в «Пространственном звуке» Apple упоминала эффект, который появляется в AirPods Pro и AirPods Max при просмотре адаптированных фильмов и телешоу.
При активации функции звук зависит от положения головы относительно экранов iPhone и iPad, а сама дорожка становится более объемной.
Теперь этот термин также означает работу Dolby Atmos в Apple Music.
Кроме того, iOS 15 и iPadOS 15 представили функцию, которая имитирует объемный звук в песнях, а позже компания добавит отслеживание движения головы в Apple Music в Dolby Atmos. Наверняка это можно отключить с помощью тумблера, который уже есть в универсальном доступе.
RealD 3D
Чтобы понять, чем RealD 3D принципиально отличается от конкурентов, вам сначала нужно понять, как обычно работают стереоскопические изображения.
Трехмерное кино в целом отнюдь не новое изобретение. Первые эксперименты по получению движущегося объемного изображения были проведены в 1890-х годах, первое практическое применение датировано 1915 годом. Тогда пионер кинематографии Эдвин С. Портер продемонстрировал публике несколько коротких набросков, в которых трехмерный эффект был достигнут с помощью анаглифа.
Трейлер фильма Бвана Дамн 1952 года, также снятый в 3D.
Анаглиф — это метод, при котором на экран одновременно проецируются два изображения: одно — в красном канале, другое — в синем (точнее, бирюзовом). Изображения немного смещены относительно друг друга, и когда зритель смотрит на них через специальные очки, каждый глаз видит только один канал.
Получается, что зритель смотрит на экран сразу с двух точек зрения (левый и правый), и в результате достигается эффект трехмерного изображения.
Конечно, анаглиф несовершенен: из-за необходимости красного и синего кодирования такие пленки очень плохо передают цветовую композицию. Но в целом современный метод создания 3D очень похож на тот, который применялся сто лет назад.
Например, технология Dolby-3D отличается только тем, что разделяет не целые цвета, а определенные диапазоны длин волн в спектре. IMAX 3D идет дальше и разделяет изображение с двух проекторов поляризационными фильтрами: одна часть поляризована вертикально, другая — горизонтально. Таким образом, фильтры на очках позволяют видеть только вертикальные волны для одного глаза и только горизонтальные волны для другого.
Еще есть технология XpanD, при которой сами очки разделяют изображение. Проектор показывает фильм со скоростью 48 кадров в секунду — 24 кадра на глаз, а очки, контролируемые инфракрасными датчиками, расположенными по комнате, поочередно закрывают створки — то влево, то вправо.
Если вам в кинотеатре подарили относительно тяжелые пластиковые очки с датчиком темноты между глазами, это просто XpanD.
RealD 3D очень похож по технологии на IMAX 3D, но с одним существенным отличием. Вместо линейной поляризации используется круговая поляризация — например, половина кадров (например, левый глаз) поляризованы по часовой стрелке, другая (для правого) — против часовой стрелки.
Это поможет вам не потерять трехмерный эффект при повороте головы: если вы начнете осматриваться в кинотеатре IMAX, изображение потеряет всю стереоскопичность.
Кроме того, RealD 3D не требует двух проекторов. Вместо этого проектор отображает фильм со скоростью 144 кадра в секунду, 72 кадра на глаз. При этом, чтобы избежать эффекта мерцания, каждый кадр дублируется трижды — получаются стандартные 24 FPS.
Видео от RealD, объясняющее, как работает их технология
Основная проблема RealD 3D, с которой, наверное, сталкивался каждый, — это низкая яркость изображения. Дело в том, что для работы этой технологии (как, кстати, и для IMAX 3D) нужны специальные серебряные экраны — нормальный экран очень плохо отражает поляризованный свет. Но даже в этом случае потеря света остается.
Сейчас RealD выпустила новую технологию, но она еще не успела стать мейнстримом. Он называется RealD 3D XL и, по заявлению компании, должен решить проблему светопропускания.
Кстати, как и в случае с IMAX, фильмов, снятых в нативном 3D, делают не так много, как представляют себе маркетологи — по крайней мере, для этого нужно снимать фильм одновременно двумя камерами, а не каждой студией и не Каждый директор готов пойти на такие затраты.
Сайт отслеживает, какие картины на самом деле снимаются в стереоскопических изображениях каждый год, а какие приобрели трехмерный эффект с помощью чуда пост-продакшн. В 2019 году, например, настоящим 3D может похвастаться только «Алита: Боевой ангел» (да и просто «Близнецы», которого, судя по всему, еще не добавили на сайт).
Где я могу услышать звук Dolby Atmos?
Самый простой способ узнать, что такое Atmos — найти кинотеатр, оснащенный необходимой техникой.
Другой вариант — обновить домашнюю аудиосистему. Конечно, когда дело доходит до обновления вашей персональной системы, 64 динамика в лучшем случае представляют собой материальную проблему.
В результате было предложено множество решений, чтобы попытаться принести звук Atmos в дом.
Dolby Atmos дома
Даже если вы не можете воссоздать систему домашнего кинотеатра с 64 динамиками, вы все равно можете получить хорошее впечатление от Dolby Atmos в своей гостиной.
Домашние системы Atmos способны воспроизводить все 128 аудиообъектов через 7 динамиков. Для тех, кто хочет сделать все возможное, домашние системы Atmos поддерживают до 34 динамиков, но в такой настройке нет необходимости.
Но прежде чем беспокоиться о динамиках, нужно знать еще одну вещь. Во-первых, вам не нужен новый проигрыватель Blu-ray. Стандартный Blu-ray может содержать необходимые данные Atmos, как и Blu-ray Ultra HD. Так что, если вы не хотите переходить на UHD Blu-ray, проблем с форматированием не возникнет.
Количество контента в формате также растет. Sky уже некоторое время производит контент на Atmos, включая футбол Премьер-лиги и такие мероприятия, как музыкальный фестиваль Isle of Wight, который транслируется в дома по всей стране в этом формате.
Однако самый широкий спектр контента Atmos в настоящее время доступен для цифровой потоковой передачи с сайтов видеохостинга, таких как YouTube, через встроенные приложения Smart TV и потоковые устройства, такие как Apple TV 4K.
Чтобы получить Atmos из комплекта громкоговорителей, вам понадобится AV-ресивер для декодирования звука Atmos. Например, у Yamaha 9.2-канальный RX-A3080 есть такая опция .
Когда у вас есть ресивер, самое время подумать о динамиках. Вы можете приобрести обычные комплекты домашнего кинотеатра, в которые входят динамики и ресивер с поддержкой Atmos. Но если вы обновляете свою текущую настройку, вы будете рады узнать, что ваши существующие динамики тоже можно использовать.
А как насчет этих важнейших потолочных громкоговорителей? Вам может быть интересно, собираетесь ли вы просверливать отверстия в потолке для установки необходимых динамиков. К счастью, в этом нет необходимости.
Во-первых, вы можете приобрести специально разработанные динамики Dolby Atmos. У них есть встроенные передние динамики с направленными вверх версиями. Они отражают звук от потолка, имитируя эффект потолочных динамиков.
Если вам нравится ваша текущая настройка динамиков, доступны также модули динамиков, которые преобразуют вашу существующую настройку в версию с поддержкой Atmos, которая может усилить звук. Это просто возможность разместить модули, которые, по сути, являются динамиками, обращенными вверх, поверх существующих динамиков, чтобы добавить дополнительные функции. В превосходных сериях KEF R и Q есть соответствующие модули Atmos.
Во-вторых, вы можете сделать решительный шаг и установить настоящие потолочные колонки. Как уже упоминалось, домашние системы Atmos будут работать с 34 динамиками, поэтому, если установка потолочных динамиков не проблема, вы можете сойти с ума от Atmos.
Однако, прежде чем возиться с гипсокартоном, стоит помнить о предупреждении. В рекомендациях Dolby говорится, что использование только двух верхних динамиков «обеспечит убедительный и мощный эффект», в то время как четыре верхних динамика дадут вам «оптимальное ощущение движения и верность звука».
Фактически, Справочные руководства Dolby рекомендуют использовать максимум 12 динамиков для наилучшей настройки динамиков Atmos. Если у вас есть правильный AV-ресивер, вы можете обновить существующий объемный звук 5.1 или 7.1, добавив два или четыре потолочных динамика и пару динамиков или модулей динамиков с поддержкой Atmos.
Рост популярности Atmos в домашних условиях также совпал с появлением звуковых панелей с поддержкой Atmos как более дешевого и менее беспроблемного способа установки Atmos в доме.
Эти более простые решения сочетают в себе направленные вверх динамики с традиционной технологией звуковой панели, чтобы обеспечить беспроблемную работу с Atmos. Такие модели есть у многих производителей, например, Sony, американской Vizio или немецкой марки Sennheiser.
Где, как и почем?
Конечно, ни один стандарт не может существовать в одиночку. Помимо оборудования также необходим контент, созданный с использованием новых технологий. Режиссеры не оставили без внимания новинку. Одним из первых, кто работал с Dolby Laboratories, была студия Питера Джексона Park Road Post Production. В октябре 2013 года компании официально объявили, что главная премьера этого года «Хоббит: неожиданное путешествие» выйдет в формате Dolby Atmos, благодаря которому картинка приобретет максимально реалистичный звуковой диапазон. «Я всегда стремлюсь создавать образы, которые позволяют зрителям не только наблюдать за происходящим на экране, но и чувствовать себя их частью. «Теперь у нас есть выдающиеся технологии, которые делают это возможным: более высокая частота кадров, 3D, а теперь и невероятная система объемного звучания Dolby Atmos», — сказал в то время Питер Джексон. Этот проект был разработан при участии лауреатов премии «Оскар» Кристофера Бойза, Майкла Хеджеса и Майкл Семаник, создатель «Властелина колец: Возвращение короля». Эта мощная поддержка способствовала увеличению количества кинотеатров с Dolby Atmos. До объявления таких кинотеатров было всего 15, и сначала их было количество выросло до 100. Недавно стало известно, что Деннис Сэндс, известный тем, что работал со звуком почти над 300 фильмами, предложит свои услуги в качестве звукорежиссера для записи треков для Dolby Atmos.Он уже изменил планировку своей студии.
Если в вашем городе есть кинотеатр, где уже работает система Dolby Atmos, вы можете заглянуть на сайт Dolby по этой ссылке. Вам необходимо ввести название города (также может быть на русском языке) и поставить галочку в соответствующем поле выбора.
Остается главный вопрос: можно ли дома посмотреть фильм со смешанной дорожкой Dolby Atmos? Стандарт Blu-ray не изменится. Инженеры обещают обратную совместимость, например, диск с дорожкой Dolby Atmos на плеере, не поддерживающем этот формат, будет воспроизводить поток Dolby TrueHD или Dolby Digital Plus, но сегодня вы не найдете диски с маркировкой Dolby Atmos. И потокового контента тоже нет. Студии обещают первые релизы к концу 2014 года, а контент появится на стриминговых сервисах. Так что ответ на вопрос: «стоит ли покупать модель с поддержкой Dolby Atmos», да и вообще «стоит ли переплачивать за новую технологию» следует отнести к вопросу о возможностях вашего кошелька, а не к сомнениям о совместимости, наличии контента или нежелании менять акустику. Также в конце статьи я предложу вам список фильмов, которые уже были сняты с саундтреками в формате Dolby Atmos (он есть в Википедии). Рано или поздно все они появятся на дисках Blu-ray или в потоковых сервисах под названием Dolby Atmos. То есть все они будут звучать так, как будто звукорежиссер сидит за вами, оглядывает комнату и мы микшируем все в реальном времени, чтобы здесь и сейчас, в этом месте и на этом оборудовании все звучало так, как будто вас нет дома фильм в студии звукозаписи. Конечно, не совсем, но как можно ближе.
128 дорожек на 64 колонки
Разработчики Dolby предсказывают, что Atmos откажется от традиционного понимания звуковой дорожки, как от записи, которая строго воспроизводится на том или ином канале звуковой системы, и, как правило, отвыкнет от «мышления каналами». Каждая звуковая дорожка — это отдельный объект. Некоторые из них статичны, например, фоновая музыка или авторский голос за кадром, другие — динамические, обычно это звуки движущихся машин, персонажей, спецэффекты и многое другое. Новый стандарт поддерживает внутренние дорожные указатели. Это необходимо для выделения треков, на которых записаны окружающие звуки и которые микшируются отдельно от остальных. Dolby Atmos способен одновременно обрабатывать до 128 независимых объектов (по сути — звуковых дорожек), которые могут быть распределены по 64 выходным каналам (фактически — динамикам). Алгоритм Dolby Atmos отвечает за распространение информации.
Если углубиться в внутренности Dolby Atmos, мы найдем специальную версию Pro Tools
Кстати, если вы углубитесь в глубины Dolby Atmos, мы найдем там специальную версию программного обеспечения для рабочих станций Pro Tools (хорошо известную среди профи), которая заботится о микшировании треков. Каждый трек имеет заданный объем, на котором он должен воспроизводиться, и его расположение (динамическое) в трехмерном пространстве. Неважно, сколько динамиков установлено в комнате — система использует их все. Лучше всего то, что вам не нужно оптимизировать один и тот же саундтрек для определенной позиции воспроизведения — вам не нужно создавать разные «миксы» для разных типов кинотеатров. Dolby Atmos сам определит в реальном времени, в каком динамике / динамиках и на какой громкости должен воспроизводиться данный объект (звуковая дорожка).
Dolby говорит, что вам не нужно полностью переоборудовать коммерческий или домашний кинотеатр, чтобы получить звук в новом формате. Существующие системы можно использовать, только купив процессор / приемник и выполнив необходимую калибровку. Однако для трехмерного звука обычно рекомендуется устанавливать потолочные динамики параллельно задним динамикам. Также рекомендуется установить дополнительные сабвуферы. Возможно постепенное обновление, после введения новых элементов система будет добавлять их самостоятельно, чтобы учесть это при микшировании треков.
4DX
По названию эта технология может напоминать вам все те же курортные аттракционы, где вам предлагают не какие-то жалкие «тройки», а все 4D, 5D, 10D, 100D! Фактически, 4DX — их кровный родственник — только в большем масштабе и во много раз лучше. И вместо дешевых компьютерных видео с американскими горками и домами ужасов 4DX демонстрирует полнометражные блокбастеры.
Что это за четвертое измерение, которое подсказывает нам название? Сейчас, конечно, не время (в этом смысле все фильмы, в общем, 4D). «Четвертое измерение» — чисто коммерческий ход, и это название означает набор механических эффектов: движения кресла, туман, запахи, вспышки, капли и т.д. Они увеличивают погружение зрителя.
Впервые такой подход был применен в 1960 году в фильме «Запах тайны». В этой детективной комедии использовалась технология Smell-O-Vision, которая в определенные моменты фильма выделяла в комнату особые запахи, тесно связанные с сюжетом. К примеру, там одного из героев опознали по запаху дымящегося табака.
Однако почти полвека «4D-фильмы» оставались сферой разрозненных аттракционов и экспериментов. Только в 2009 году корейская компания CJ CGV решила принести эту технологию в большой кинотеатр. Они начали активно сотрудничать с кинотеатрами и студиями, фильмы которых будут показывать.
Иногда авторы сами соглашаются помочь запрограммировать шоу, то есть разработать алгоритм, по которому зрительские кресла перемещаются в нужные моменты, выделяются пары тумана и запахи. Но чаще всего CGV CJ делают это сами: режиссерам достаточно подписать контракт на показы 4DX.
Возможности «четвертого измерения» 4DX, в отличие от подобных аттракционов, весьма специфичны и гарантированы патентом — то есть, побывав на таком шоу в разных странах, вы получите очень похожие впечатления.
4DX умеет перемещать кресла зрителей в ритме движения, выпускать «туман» и запахи, распылять воду на зрителя, имитировать вспышки света, снега и ветра. Кроме того, над ухом зрителя часто располагаются небольшие динамики, имитирующие свист пуль.
4DX — самая массовая коммерческая 4D-система на данный момент, у которой почти нет серьезных конкурентов. Ближайший, D-Box, сильно проигрывает в технике: из-за эффектов у него только подвижные сиденья.
Какое еще оборудование мне необходимо для системы Dolby Atmos?
Самое главное в аудиосистеме — это источник сигнала. Вы должны решить, как передать звук на ваши динамики. Когда дело доходит до фильмов, вам следует начать с проигрывателя Blu-ray. Как только ваш проигрыватель настроен на вывод живого битового потока, ваш совместимый с Dolby Atmos аудиоприемник или звуковая панель должны декодировать полученный сигнал и отправлять служебные каналы на динамики Atmos.
Конечно, сначала вы должны убедиться, что на диске Blu-ray, который вы смотрите, есть звуковая дорожка в формате Dolby Atmos. Эта информация должна быть указана на коробке с диском.
Некоторые телеканалы также предлагают звук Dolby Atmos, например BT Sport Ultimate. Если у вас есть приставка 4K Ultra HD, вы можете погрузиться в атмосферу стадиона во время просмотра футбольного матча в прямом эфире.
Еще одна область, в которой постепенно появляется Dolby Atmos, — это потоковое видео. Поставщики услуг, такие как Apple TV и Roku, также предлагают поддержку Dolby Atmos, хотя, опять же, вам понадобится совместимая телеприставка.
Этот аудиоформат также доступен на игровых консолях. PlayStation 4, Xbox One и Xbox One S поддерживают саундтреки Atmos в фильмах, а видеоигры только начинаются.
Совсем недавно телевизоры также начали поддерживать Dolby Atmos. Вот уже несколько лет LG предлагает звук в новом формате со встроенными динамиками. Конечно, качество не такое, как у полноценной аудиосистемы. Поэтому нужно понимать, что звук Atmos может быть разным.
Итак, вам понадобится источник сигнала Dolby Atmos (потоковое видео, диск Blu-ray), сигнальный проводник (аудиоприемник) и динамики для вывода звука.
Какие программы, поддерживающие Dolby Atmos, я могу смотреть?
Вначале, когда выходит новый формат, всегда не хватает программ, которые его поддерживают. Dolby Atmos — не исключение. Одним из первых фильмов со звуковой дорожкой Atmos стал Transformers 4: Age of Extinction (2014). С тех пор количество таких фильмов увеличилось, а вместе с ним и качество звука в них. Многие диски Blu-ray сегодня поддерживают Atmos — проверьте свою коллекцию.
Netlix также предлагает контент, который поддерживает новый аудиоформат, но только при просмотре на Xbox One, Windows 10 или LG OLED TV (2017 и новее).
А недавно Apple объявила, что Dolby Atmos будет доступен на Apple TV 4K. Новость интересна, потому что Apple TV будет одним из немногих провайдеров, предлагающих одновременную поддержку Dolby Vision и Dolby Atmos в большом количестве программ.
Готовьтесь, что объёмный звук будет разным
В чарующих местах, в незнакомых местах.
В специальном плейлисте теперь можно найти композиции, адаптированные для объемного звука.
Анализ четырех разных треков показал, что Dolby Atmos не имеет единого стандарта.
На этапе сведения звукорежиссер может подтолкнуть певца дальше или приблизить его. Он может размещать инструменты в разных точках виртуальной сцены и даже менять характер их звука.
Все это видно из представленных ниже композиций.
В LINKIN PARK’s In The End при прослушивании через AirPods Pro стерео звучало на 20% больше, чем Dolby Atmos, но на этом разница закончилась.
Однако с AirPods Max было легко слышать инструменты, находящиеся в разных местах, благодаря обходному звуку. Проблема с этим режимом заключалась в том, что выразительный голос, на котором построена вся песня, уходил на второй план.
То есть да, сцена казалась богаче, но теряла пронзительный эффект, потому что Честер Беннингтон играл где-то далеко, а инструменты были близко.
В Disclousure’s Latch мне пришлось увеличить громкость на добрые 25%, чтобы услышать разницу. И оно того стоит. В диапазоне от 1:07 до 1:47 голос Сэма Смита сначала меняется от среднего к высокому, а затем снова возвращается.
В тот момент я буквально услышал, как его голос разнесся по виртуальной сцене. Затем он подошел, напевая рядом, затем ушел, погрузившись в гипнотический транс.
Если вы вернетесь к стерео, все инструменты и голоса будут пытаться попасть вам в уши одним потоком. То есть сразу видно, что без Dolby Atmos композиция звучит хорошо, но плоско.
интересно, что у нашего главного редактора Никиты Горяинова было совершенно противоположное впечатление. Думаю, микс плохой, как будто это нейронная сеть.
Оказалось, спорный случай с Dolby Atmos.
В песне Into You Арианы Гранде он прибавил около 10% громкости.
В отличие от In The End, голоса здесь, напротив, выражены ярче, чем музыка. В Dolby Atmos голос и его вспомогательные дорожки кристально чисты, как пустое пространство, заполненное отраженными волнами, вокруг вас и исполнителя.
Единственное, что в конце — это подпись «Нота Арианы Гранде» на уровне морских сирен в конце почти растворяется в музыке и отчетливо слышна в последнюю секунду.
Но инструменты звучат совсем иначе, как будто вы слушаете другую песню. Где-то они громче и богаче, а где-то тише и глухой, чем стерео. Возможно, дело в том, что при создании этой песни было использовано множество электронных сэмплов, которых физически не существует.
Is This Love Больше всего меня удивили Боб Марли и The Wailers.
Здесь трек с Dolby Atmos получился громче, а эффект присутствия — голос стал громче.
Между инструментами есть промежуток, каждый лучше слышен по отдельности.
Саундбар Dolby Atmos — компактное решение
Выше мы рассматривали вариант, когда у вас достаточно свободного места для размещения аудиосистемы. Но что, если площадь на полу ограничена? Для таких случаев предусмотрены звуковые панели Dolby Atmos.
Большинство крупных производителей аудиосистем уже предлагают такие панели в своем ассортименте. Многие из них имеют описанную выше восходящую конфигурацию, а некоторые предлагают виртуальный эффект Atmos, имитирующий иммерсивную среду объемного звука.
Всего несколько лет назад такие звуковые панели были продуктом премиум-класса, но теперь появляется все больше и больше новых продуктов среднего класса, предлагающих улучшенный звук в формате Dolby Atmos за небольшую сумму.